Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Лень и ленивые дети

 

Вашему вниманию, уважаемые коллеги, предлагаются материалы статьи директора московской гимназии на Юго-Западе № 1543 г.Москвы Завельского Ю.В. «Лень и ленивые дети», опубликованной в журнале «Управление современной школой» № 5 2009.

Разумеется, это разные дети. Среди них есть дети с отсутствием необходимых для учебы в гимназии способностей либо со способностями недостаточно развитыми. Есть дети, которым трудно учиться в группах с большим количеством учащихся с преимущественно фронтальными методами обучения. Есть дети, которые в силу возрастных особенностей и особенностей психики не могут овладеть программным материалом.

Наконец, есть другие дети, которые плохо учатся только из-за своей лености, отсутствия воли. Увы, таких большинство. Вот на них стоит обратить особое внимание педагогического совета при подведении итогов минувшего учебного года.

Мы таких детей чаще всего ругаем, критикуем, что, разумеется, правильно, однако, забывая при этом, что леность ученика рождается не на пустом месте. Лень любого человека, в том числе и ребенка, имеет свои причины и является не только виной, но и бедой ребенка. Бедой, в которой ему часто нужно помочь.

Учитель, который готов заниматься этой работой, должен хорошо представлять себе весь ее предстоящий объем. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап - установление причин лени конкретного ребенка.

Мы предлагаем вам перечень некоторых причин лености детей. Без знания их невозможно заниматься формированием волевых усилий детей

Второй этап - создание учителем и родителями условий, побуждающих ребенка заниматься воспитанием волевых усилий и формированием у него желания и потребности этим заниматься.

 

Причины безволия. Лень и ее причины

Усталость – Многие замыслы ученика были бы осуществлены и начинания завершены, если бы не усталость и нехватка сил, преследующие его постоянно

Отсутствие смысла работы – С годами у взрослого человека это может нести более широкое толкование: отсутствие смысла жизни, а значит, и смысла чего-либо добиваться, к чему-то стремиться и доводить до конца

Отсутствие умения работать – В данном случае речь идет о ряде умений, в первую очередь, интеллектуальных, что не дает возможности ученику нормально учиться

Непосильность работы – Многие учебные задания трудны для ученика из-за несоответствия его возрастным и психологическим особенностям и поэтому несоизмеримы с его возможностями. Вот почему ставить перед учеником непосильные для него задачи - значит заведомо обрекать его на неудачу

Отсутствие интереса к работе – Такие дети не могут что-то делать без удовольствия, не могут долго терпеть напряжение, дискомфорт

Лень как проявление страхов – Кажется, что ребенок ленится, а на самом деле он боится низкой оценки результатов своей работы другими или собственной низкой оценки. Страх предстоящих усилий - физических,

Особенности душевного состояния – В жизни каждого человека, в том числе ребенка, может быть пробоина, в которую понапрасну уходит энергия. Это может быть конфликт, неудовлетворенность, скверное воспоминание, ревность, зависть, двусмысленное положение, ложь... К этому перечню можно что-то добавить, а что-то убрать

Отсутствие уверенности в себе – Во всем, за что ни берется ребенок, он предвидит неудачу, на всяком пути препятствия кажутся ему неодолимыми, поэтому он легко отступает, сходит с дистанции

Астенический тип личности – Слабое чувство жизни. Внутри такого человека что-то непрестанно сопротивляется всякой обязанности, всякому «надо»

Гедоническая лень, попросту говоря – сибаритство  Желание праздности распространяется у такого человека на любую работу

Нужно показать ребенку существующую у него проблему, убедить его в нужности ею заниматься и в возможности ее решения. Образно выражаясь, надо чтобы лошадь не только была подведена к воде, но и захотела ее пить.

В этой работе важно соблюсти баланс между критическими замечаниями и поддержкой у ребенка уверенности в успешности его усилий похвалой и моральной поддержкой.

Третий этап. Этот этап работы связан с формированием у ребенка волевых привычек, волевых способностей. При этом необходимо отметить, что многие из перечисленных причин лени сами по себе диктуют и соответствующие способы ее преодоления. Разумеется, если лень связана с отсутствием у ученика необходимых интеллектуальных умений, то их надо развивать. Если нежелание выполнять учебные задания продиктовано их несоответствием реальным возможностям ребенка, то такие задания необходимо пересмотреть, и т.д.

Но есть две категории людей, о которых необходимо сказать отдельно.

Речь по сути идет о двух типах лени – лени астенической и лени гедонической.

Астенический тип личности переживает лень как физическое препятствие жизни - будто гири внутри: трудно что-либо начать делать, трудно даже думать об этом, а едва начав, трудно продолжить. Только бы отдыхать, и чтобы тебя не трогали. Такое состояние иногда может быть признаком надвигающейся болезни или ее осложнениями, результатом гипотонии. Слишком большое принуждение может привести к слому. Но нельзя ей излишне поддаваться. Коварное свойство астенической лени - саморазвивающаяся инерция. Сначала перестаем двигаться, чтобы сохранить силы, а потом их теряем оттого, что перестали двигаться. Такому ребенку надо помочь, и эту помощь должны оказать родители по рекомендации учителя. Их задача – помочь обрести ребенку нужное физическое и психическое самочувствие. Чем? Правильным режимом, питанием, движением. Наконец, некоторыми правилами, которые изложены в книге известного психолога Владимира Леви «Лекарство от лени».

Гедоническая лень. Она от избалованности, от привычки жить в свое удовольствие. По-видимому, Илюша Обломов с нее начинал. Помощь в этой ситуации возможна, если все взрослые, заинтересованные в воспитании, договорятся о едином подходе. В любом случае в этой тактике важную роль играет императив, жесткое требование, смысл которого заложен в словах «ДОЛЖЕН», «НАДО».

 

 Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?