Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Общая схема развития в раннем юношеском возрасте (16-18 лет)

 

Ведущий вид деятельности

Учебно-профессиональная. Активно происходит процесс профессионального самоопределения: различные виды профессиональной деятельности изучаются, сортируются, применяются к себе. Происходит выбор той профессиональной деятельности, которая соответствует жизненным установкам, ценностям, притязаниям юношей (хотя уровень притязаний у них нередко завышен), склонностям и способностям. В целом, к окончанию школы старшеклассники определяются с выбором будущей профессии, хотя выбор этот может быть отнюдь не окончательным. Учебная деятельность рассматривается' ими, как необходимое и обязательное условие для реализации профессиональных планов, и нередко - жизненных планов и целей.

Ведущие новообразования

Высокая степень рефлексии (анализа своих черт характера, поступков). Но рефлексия переносится с некоторого взгляда на себя «из вне» на субъективную динамическую позицию «изнутри». Конкретизируется самооценка: развивается умение отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих возможностях и способностях.

Более высокий уровень развития самосознания, более четкий и структурированный .«образ «Я»».

Другие

Построение особой временной перспективы. Временной горизонт расширяется вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связаны с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и ростом потребностей в достижении.

Познавательное развитие

Расширение интеллектуальных возможностей, подъем интеллектуальной активности. Возрастание интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению. Более высокий уровень развития мышления, памяти, внимания, воображения.

Личностное развитие

Юношеский возраст связан с ответами на 2 важнейших вопроса: «Кем быть?» (профессиональный выбор) и «Каким быть?» (нравственно-личностный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимосвязанно и характеризуются движением от детской зависимости к взрослой ответственности. Происходит поиск смысла жизни. Смысл – саморазвивающееся образование, он и есть одно из проявлений жизни. Важнейшую роль в личностном развитии юношей играют взаимоотношения со значимыми взрослыми. Только зрелый человек, с которым у юноши сложились доверительные отношения, может зажечь в полную силу его «Я», поскольку он персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристики человека. Для юношей характерны повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность. Максимализм в требованиях к себе и к окружающим. «Чувство одиночества» особенно проявляется в этом возрасте, но оно сглаживается, если у юноши складываются хорошие взаимоотношения с социумом.

Социальное развитие

Жизненная и социальная позиция неотделима от мировоззрения личности. Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Чем больше человек дает людям, тем богаче становится сам как личность. Задавая вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет общих ответов, их каждому юноше нужно выстрадать самому, дойти практическим путем.

 

 Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?