Версия для слабовидящих

Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея

Оптимизация – целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются

• принципы обучения,

• особенности содержания изучаемой темы,

• арсенал возможных форм и методов обучения,

• особенности данного класса

и на основе системного анализа всех данных сознательно, научно обоснованно (а не стихийно, случайно) выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения.

Критерий оптимизации – признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего из них.

В качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения необходимо считать:

- эффективность, качество решения учебно-воспитательных задач, которые определяются по результатам успешности учения, уровню воспитанности и развития школьников, по степени соответствия с нормативными требованиями;

- расход времени и усилий педагогов и школьников, затрачиваемых на их решение (так, например, признак оптимизации расходов времени на достижение предупреждения неуспеваемости школьников сокращение и исключение расходов времени учителя на дополнительные занятия и внеурочные опросы учащихся, сокращение расходов времени учащегося на домашнюю работу до допустимых норм).

Контроль сможет реализовать многообразные позитивные функции лишь в том случае, если он будет основываться на соблюдении целого ряда условий оптимальности его применения, если в каждом конкретном случае будут отыскиваться наилучшие средства контроля и их сочетание, если будет обеспечена самая благоприятная психологическая атмосфера в ходе контроля, исключающая возникновение у учащихся чувства страха, боязни, стрессовых ситуаций, особенно в момент выполнения контрольной работы. Это пагубно отражается на волевой и эмоциональной сфере детей, на всем складе их жизни и учебы, в которой они не могут показать из-за эмоционального напряжения и заторможенности мыслительной деятельности действительного уровня знаний и умений...

***

...Среди условий оптимизации процесса обучения мы отводим большую роль умению учителя создавать на уроке благоприятную морально-психологическую атмосферу, при которой учебная деятельность школьников протекает особенно плодотворно на уровне их максимальных учебных возможностей. Ученики при этом не испытывают эмоционального напряжения, чувства страха, боязни, обиды...

***

...Благоприятный микроклимат на уроке создают «ситуации успеха» особенно у слабоуспевающих школьников. Речь идет о таком подходе к ученику, когда учитель дает ему задание будучи заранее уверенным, что оно будет успешно выполнено...

***

...Прежде всего, можно назвать ошибочной ориентацию некоторых педагогов на чрезмерное повышение роли неудовлетворительных оценок как средства активизации учения и формирования ответственного отношения к учебе. Опыт показывает, что преувеличение роли наказания «двойкой» ведет нередко к отрицательным результатам, формирует у части школьников нежелание активно учиться, возводит барьер между учащимся и данным учителем. Ученики перестают обращаться к такому учителю с вопросами при затруднении, начинают скрывать непонимание учебного материала, прибегают к использованию шпаргалок и т.д...

Ю.К.Бабанский «Оптимизация процесса обучения»

По страницам книги Марковой А.К. Психология труда учителя. - М: Просвещение, 1993г.

… Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний:

• виды знаний (знание фактов, понятий, терминов, законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания).

• этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание).

• уровни усвоения (репродуктивный, поиск новых способов решений).

• качество знаний: научность, системность, обобщенность и т.д.

***

...Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе.

В практике школы наблюдается нежелание анализировать свою работу, неумение учителя определить слабые и сильные его стороны, что тормозит проектирование своей будущей педагогической деятельности, ее совершенствование...

***

..Главное не то, что дал учитель, а что взял ученик...

Факторы, влияющие на качество знаний

- Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов...)
- Уровень преподавания
- Уровень внеурочной воспитательной работы
- Уровень сформированности общих и специальных умений
- Состояние сложившейся системы оценивания знаний
- Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения
- Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ и т.д.)

Факторы, влияющие на качество преподавания

- Уровень научно-теоретических знаний
- Состояние методической подготовки
- Состояние психолого-педагогической подготовки
- Уровень мотивации, учения.
- Уровень владения современными педагогическими технологиями
- Состояние гуманизации отношений
- Участие в опытно-экспериментальной работе
- Уровень нововведений
- Уровень организации педагогического труда
- Состояние методической учебы учителей

Факторы, влияющие на качество работы с родителями

- Состояние управления со стороны школьного совета
- Уровень демократизации внутришкольного управления
- Состояние педагогической пропаганды в школьном коллективе
- Уровень микроклимата в школе
- Состояние управления со стороны классных родительских комитетов
- Состояние работы м.о. классных руководителей
- Состояние работы  социальных комиссий при муниципалитетах

  Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.

Назад