Версия для слабовидящих

Проблема одаренных детей

Проблема обучения и воспитания одаренных детей является очень актуальной в настоящее время. Дело в том, что интеллектуальные ресурсы нации сейчас не менее, а может быть, даже более важны, чем природные и экономические. Поэтому перед отечественной педагогикой и психологией остро встает задача ранней диагностики, выработки специальных подходов и программ для работы с одаренными детьми, ведь они – фундамент будущего благополучия и страны, и мира в целом.

В данной статье мы раскроем определение термина одаренность, опишем некоторые мифы об одаренных детях, представим накопленный в мировой практике опыт работы с такими детьми, и в обобщенном виде раскроем выявленные психологические особенности одаренных детей, которые необходимо учитывать при работе с ними.

Надеемся, что каждый читающий эту статью найдет что-то важное для себя, ведь каждый из нас в своей практике встречается с такими детьми.

1. Определения одаренности

Понятие «одаренность» имеет несколько значений: как представление о наследственных предпосылках, как представление об уровне умственного развития, характеризующего каждого человека, и т.д. Существует множество определений одаренности, но наиболее удачным применительно к умственной одаренности мы считаем определение Рензулли. Он представляет интеллектуальную одаренность как сочетание интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости.

Самое употребительное значение термина «одаренность» - высокий уровень развития способностей, любых – общих (умственных) и специальных.

2. Мифы об одаренности

Миф первый

В своем классическом виде он выглядит так: все дети одарены. Это, несомненно, так, но подлинный гуманизм – вера в каждого ребенка – не должен мешать выяснению истины.

Дело в том, что от природы никаких способностей не существует, есть только задатки – анатомо-физиологические предпосылки для развития способностей.

Задатки есть у всех, только, во-первых, у всех они разные, во-вторых, задатки могут развиться в способности только в определенное время (существуют благоприятные возрастные периоды для развития способностей). Если это благоприятное время упущено, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.

Миф второй

Для развития способностей нужна усиленная деятельность. Это не так. Не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Для развития дарования ребенка нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. У ребенка должна проявляться познавательная потребность. Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы.

Развитие способностей происходит таким образом, что только деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью ребенка, может их развивать. Заставить ребенка можно, но это не приведет к каким-либо значимым результатам,

И для педагога в работе с одаренными детьми важно не владение особенной методикой, а умение вызвать в ребенке чувство удовольствия, без которого нет таланта. Важно уметь вдохновить ребенка!

Миф_третий

Лучше всего отразился в известном присловье: «Было у матери три сына: два умных, третий – футболист».

Дело в том, что основой всех специальных способностей являются общие способности. И нужно знать, что умственные, интеллектуальные способности – это лишь один из видов одаренности. Существует множество других видов одаренности: моторная одаренность (танцы, спорт), социальная одаренность (организаторские способности), практическая одаренность (кулинарный талант, например). Научиться видеть другую, не похожую на стандарт, одаренность, уважать ее, считаться с ней – важная задача учителя и родителя.

Миф_четвертый

Этот миф бытует в таком виде: одаренные дети – это те, кто все схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться. Это самый опасный и самый важный миф.

Ведь существует еще и одаренность другого образца – творческая. Дети, одаренные по этому типу, часто не понимают, казалось бы, очевидных истин, не могут усвоить то, что другим дается буквально «на лету». У них на все свое мнение, своя позиция, часто очень отличающаяся от общепринятой. Им приходят в голову странные идеи – «глупые», по мнению все знающих отличников, необычные, по мнению людей, умеющих ценить нешаблонное. Для этих детей главное – не усвоение знаний, а собственная работа мысли.

Так, можно назвать немало выдающихся людей, вовсе не поражавших своих учителей в школе необыкновенными способностями. Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии и был исключен из нее за академическую неуспеваемость по древним языкам. Чарльза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее. То же и с художественными гениями. Всем известно, что Пушкин не успевал по математике. И так далее. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг неожиданно для всех стали гениальными? Нет, такого быть не может. Все дело в том, что одаренность бывает «школьная», усваивающая, а бывает творческая. Это разные виды одаренности по содержанию.

Важно увидеть детей, творчески одаренных, и дать им возможности для проявления своего таланта.

3. Опыт работы с одаренными детьми.

Первый вариант. Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что работать с одаренными детьми должны специально подготовленные педагоги.

Второй вариант – создавать в школах классы трех типов: для одаренных детей, для «средних» и для слабо успевающих. Такая практика и в нашей стране существует, но реализуется на фоне преодоления огромных трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. Есть и третий вариант-создание специализированных школ для одаренных детей. Вы знаете, что у нас в Нижнем существует Центр Одаренных детей. Единственный минус этого варианта - общаясь только с себе подобными, дети могут иметь трудности в дальнейшей социализации после школы.

4. Психологические особенности одаренных детей.

Как же быть, какие подходы применять, как работать с одаренными детьми, если они учатся в школах вместе со средне и слабоуспевающими учениками?

Начнем со знания их психологических особенностей.

1) Очень большая чувствительность и уязвимость. Таких детей следует чаще хвалить, уделять им внимание (насколько возможно, без ущерба для других детей) и всегда следить за сказанным в их адрес, чтобы это ненароком не было воспринято ими как оскорбление.

2) Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, пока не достигают высшего уровня. И чрезмерно расстраиваются и даже разочаровываются в себе, вплоть до возникновения депрессивных состояний, если у них что-то не получается. Важно заметить то состояние, когда ребенок начинает быть чрезмерно недовольным собой, и поддержать ребенка, указать ему на то, в чем он успешен. Ведь ребенок в свете неудач может совсем забыть на время все свои прошлые достижения.

3) Ощущение неудовлетворенности. Возникает вследствие стремления к совершенству. Одаренные дети очень критично относятся к своим достижениям, часто неудовлетворены, отсюда возможно ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Она может прикрываться завышенной, но в основе – низкое оценивание себя. Изменение ощущения неадекватности и стабилизация самооценки происходит чаще всего в результате общения со сверстниками в ходе совместной деятельности, не включающей проявление таланта (подвижные игры, общение, «походы» в кино и т.п.) Задача педагога состоит во включении такого ребенка в совместную с другими детьми деятельность.

4) Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели и очень переживают их недостижение. Педагогу стоит в таком случае подбодрить ребенка, делая акцент на том, что он уже сделал.

5. Другие нюансы работы с одаренными детьми.

Широко известны строчки из стихотворения Е.Евтушенко:

У каждого – свой личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час, Но все это неведомо для нас.

Говоря об особенностях работы с одаренными детьми, нельзя не сказать об учете их неповторимой индивидуальности. В работе с одаренным ребенком почти 100 процентов успеха зависит от того, насколько мы сумеем найти в его индивидуальности то «самое-самое», ту точку опоры, вершину таланта, которая и будет вести этого человека затем по жизни, раскрывая все больше и больше все грани его уникального дарования.

Также очень важно обеспечить одаренному ребенку соответствующую интеллектуальную нагрузку, включающую его участие в факультативных и специальных курсах по разным предметам, дополнительных углубленных занятиях, участие в творческих конкурсах и олимпиадах. Но стоит помнить, что нагрузка должна быть именно оптимальной, исключающей перегрузки и переутомления.

Одаренным детям нужна постоянная забота всего общества. Сюда входит воспитание и обучение родителей, психологическое просвещение педагогов, что и явилось целью настоящей статьи. Итак:

1) Одаренных детей нельзя оставлять без внимания. Они нуждаются в особом внимании, поддержке, одобрении.

2) Нужно учиться видеть другую, не похожую на стандарт, одаренность (моторную, социальную, практическую), уважать ее и считаться с нею.

3) Учитывать индивидуальное своеобразие и неповторимость каждого ребенка, искать в индивидуальности ребенка «самое-самое» - точку опоры, вершину таланта.

4) Вдохновлять ребенка на творчество, уметь вызвать в нем чувство удовольствия от деятельности, без которого нет таланта.

5) При работе с интеллектуальной одаренностью уметь оптимально загрузить умственные способности ребенка, не допуская перегрузок и переутомления.

6) Замкнутых одаренных детей включать в совместную, помимо учебной, деятельность с другими детьми. Это позволит стабилизировать их самооценку и компенсировать чувство неадекватности, если оно есть.

Мы не претендуем на всеохватное рассмотрение проблемы одаренности, заострив ваше внимание, уважаемые педагоги, на наиболее важных и значимых на наш взгляд моментах. Вы можете найти для себя другие важные аспекты затрагиваемой проблемы, просмотрев книги по данной тематике:

Чудновский В.Э, Юркевич В.С. «Одаренность: дар или испытание?». М-«Знание», 1990

Гильбух Ю.З. «Внимание: одаренные дети». М.-«Знание», 1990

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы». М.-«Знание», 1984

Волков И.П. «Много ли в школе талантов?» М.-«Знание», 1989

«Одаренные дети» под ред. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. М.-«Прогресс», 1991

Одаренность – не только подарок судьбы для отмеченных его, но еще и испытание духа. Это, как сказал поэт, поручение от Господа Бога. И поэтому давайте будем терпеливы и бережны.

Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?