Версия для слабовидящих

Преимущества и недостатки портфолио

Основные преимущества портфолио изложены достаточно полно.

Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

В-четвертых, портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

В-пятых, портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Остановимся на основных недостатках портфолио. Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требуют больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.

Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:

- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?

- Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?

- Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

- Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9 классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.

Для организации этой работы необходимо было изучить и систематизировать многообразный материал, познакомиться с опытом работы, сложившимся в различных регионах России.

Существует ряд проблем общей неготовности участников образовательного процесса к работе с новым методом оценивания образовательной деятельности:

  • в школах слабо разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;
  • имеет место неготовность классных руководителей по организации деятельности ведения и оформления портфолио учащимися;
  • у учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт;
  • неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и   сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. Первоначально у родителей действует стереотип: нейтрально-спокойное отношение к деятельности педагогов и детей, а порой и категоричная оценка: «В современном обществе, к сожалению, значимы не результаты, а иные, точнее финансовые, возможности».

В ходе работы по решению выявленных трудностей и анализа первого опыта по накоплению портфолио учащихся, а также понимая, что одной из главных задач современной школы является повышение качества образовательного процесса в рамках реализации программы по предпрофильной подготовке и профильного обучения, необходимо заранее готовить учащихся к осознанному подходу к сбору материалов и дальнейшему оформлению портфолио, что является основой для определения образовательного рейтинга выпускника основной школы.  

Для того чтобы деятельность в этом направлении была эффективной, работа с портфолио должна строиться не только с позиции «рейтинговой функции». Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

 В наиболее общем понимании учебный портфель представляет собой форму и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемого, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей, тестовых центров, общественных организаций), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности данного учащегося и дальнейшей коррекции процесса обучения.

В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

- Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету, (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

- Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

- Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку.

Опыт применения этой формы оценки показывает, что целесообразно использовать два вида учебного портфеля для каждого учащегося: рабочий и оценочный. В рабочий портфель учащийся вкладывает все продукты своей учебно-познавательной деятельности по выбранной цели, далее отбирает из него те, которые, на его взгляд, наиболее полно отражают его достижения в образовательной деятельности.

Можно рекомендовать опыт итоговой оценки учебного портфеля американских коллег. В американской системе оценки используются уровни, соответствующие следующим количественным и качественным характеристикам:

 А (отлично) – самый высокий уровень. Содержание такого портфеля свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося в продвижении по образовательному маршруту, наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к обучению. В содержании и оформлении учебного портфеля ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

В (хорошо) – высокий уровень. Учебный портфель этого уровня демонстрирует солидные знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании или отсутствовать творческий элемент.

С (удовлетворительно) – средний уровень. В учебном портфеле данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений.

D (неудовлетворительно) – слабый уровень. В таком портфеле представлены отрывочные задания из разных категорий, образцы попыток выполнения отдельных заданий. Не прослеживаются доказательства изменений в движении учащегося по образовательному маршруту.

Учебный портфель – нечто большее, чем просто папка ученических работ; это – спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося. Учащиеся в начале каждого учебного года (или в начале изучения курса) ставят перед собой ряд целей, чтобы на их основе составлять свой портфель результативности.

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования системы учебного портфеля:

1. Каковы цели использования портфеля?

- Будет ли портфель сопровождать учащихся в течение всего обучения (из класса в класс)?

- Будут ли портфели оставаться у учащихся после их составления и презентации?

- Будут ли портфели связаны только с одной предметной областью?

- Будут ли портфели использоваться в процессе общения с родителями учащихся?

- Будут ли оцениваться отдельные компоненты портфеля до окончания работы над ними?

- Будет ли общая оценка портфеля состоять из оценок входящих в него частей?

Эти вопросы обсуждаются учителем и учащимися. Ответы – продукт совместного решения.

2. Из каких компонентов будет состоять портфель?

- Нужно ли включать все изучаемые темы?

- Нужно ли включать в портфель только работы, имеющие законченный вид?

- Нужно ли для портфеля выбирать только лучшие работы?

- Нужно ли включать в портфель все работы (и удачные, и не очень)?

- Должны ли учащиеся с кем-либо определять состав портфеля?

 - Должны ли в портфеле содержаться комментарии учителей? 

При ответе на эти вопросы необходимо учитывать, что нет четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебный портфель; это полностью зависит от конкретного учащегося, учителя, группы учителей или экспертной комиссии. Есть некий общий (открытый) перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряется любая инициатива, предлагающая новые элементы. К тому же состав портфеля напрямую зависит от конкретных целей обучения.

Следовательно, выбор компонентов и отбор содержания работ – творчество самого учащегося. Учителя, родители, одноклассники, другие заинтересованные лица могут выступать лишь в роли консультантов, советчиков.

3. Какие специфические моменты должны быть отражены в учебном портфеле?

Включается все, что отражает положительную динамику обучения данного учащегося по данной теме (разделу, предмету, ступени).

 - Домашние работы.

 - Результаты контрольных работ, тестов, проверочных заданий  - Задания, отредактированные одноклассниками.
 - Дневник обучения.  - Результаты групповой работы (черновики, схемы).  - Процесс решения учебных задач.
 - «Рефлексивные» журналы.  - Проекты.  - Письменные работы.
 - Аудиокассеты с записями речей, вопросов, диспутов и т. д.  - Краткие заметки, связанные с ходом выполнения письменных работ.  - «График-органайзеры» (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и пр.).
 - Вопросы, возникающие в процессе работы.  - Заполненные учащимися анкеты (об отношении к какой-либо теме, об их мнениях и т. д.).  - Отчеты об интервьюировании других учащихся.
 - Самооценка.  - Метакогнитивная деятельность (рефлексия общих закономерностей своего обучения).  - Лист наблюдений (за какими-то процессами).
 - Компьютерные программы.  - Постановка и обоснование целей будущего обучения.  - Схемы индивидуальных и групповых проектов.
 - Видеофрагменты.  - Описание лабораторных экспериментов.  - Образцы изобразительного творчества.
 - Грамоты, гранты, знаки отличий и т. п.    

В статье «Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся» (// Директор школы. - 2000. - № 1) С. Дж. Пей и М. Чошанов приводят следующий пример. Если это обучение математике с конкретно сформулированными целями, такими как развитие математического мышления и прикладных математических умений, формирование умения решать задачи, то учебный портфель может иметь четыре раздела.

Первый раздел. Работы самого учащегося, как классные самодельные, так и домашние: прикладные математические проекты, решения сложных занимательных задач, решения задач и упражнений из учебника, выполненных самостоятельно сверх учебной программы: математическое сочинение по сложным вопросам данной темы: математический реферат с историческим содержанием: наглядные пособия по данной теме, настенные материалы, модели.

Второй раздел: копии статей из журналов и книг, прочитанных учащимися по данной теме.

Третий раздел: математическая автобиография учащегося; математический дневник; работы над ошибками, задачи, составленные самим учащимся; оригиналы, фотографии или зарисовки математических моделей и объектов; копии текстов и файлов из интернетовских сайтов, компьютерных программ и энциклопедий, графические работы, описания экспериментов и лабораторных работ и др.

Четвертый раздел: заметки учителя, одноклассников, родителей, содержащие описание результатов наблюдений учителя за данным учащимся на уроках математики; описание интервью, бесед учителя с учащимся; листы проверок учителя с комментариями, математическая характеристика, включающая как количественные результаты, так и качественные показатели учебно-познавательной деятельности учащегося; отзывы других учителей, школьной администрации, одноклассников, родителей, общественных организаций и др. о данном учащемся.

Безусловно, приведенные выше пункты не исчерпывают состав возможного учебного портфеля. Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта учебный портфель включал следующие элементы: описание цели, предназначения и краткое описание структуры портфеля: оглавление с указанием его основных элементов; самоанализ и перспективы работы по данной теме (курсу).

4. Каким образом будет происходить процесс презентации учебного портфеля?

Портфель оценивается целиком на основании критериев, сформулированных самими учащимися, преподавателями, экспертной группой. Каждая составная часть портфеля оценивается отдельно на основании некоторых критериев, сформулированных заранее. Портфель не оценивается, а учащийся выбирает отдельные части, чтобы продемонстрировать свою работу в течение года. Портфель, заверенный администрацией на основании внешней экспертизы, используется учащимся во время собеседования по поводу приема в другое учебное заведение или на работу.

Важную роль в системе оценки учебных портфелей играют критерии, которые непосредственно отражают основные цели обучения по данной теме (разделу).

Могут быть использованы следующие критерии:

 - организация учебного портфеля;           - факторы, отражающие понимание учащимся изученного материала;
 - факторы, отражающие размышления ученика о процессе своего продвижения;         - факторы, отражающие динамику изменений;
 - полнота отражения изучаемого материала;            - творчество;
 - аккуратность (тщательность выполнения), оформление, используемая наглядность.  

 5. Как будет выглядеть учебный портфель?

- Наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы учащегося.

- Наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и т. д.).

- Соответствие содержания оформлению.

- Письменное введение в каждую главу, входящую в портфель (учащийся объясняет, почему он решил работать над этой темой, и описывает свои мысли и чувства в этой связи).

- Самооценка учебного портфеля учащимся.

- Перечень целей обучения, обоснованных учащимися, на основании интересов, потребностей и самооценки.

Внешне учебный портфель может быть оформлен в виде специальной папки, картотеки, альбома. Инициатива в оформлении должна принадлежать учащемуся.

 

 

 Назад