Версия для слабовидящих

Портфолио

 Основная цель современного подхода к обучению определяется как повышение качества образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников системы общего образования к жизни в обществе, гарантия их жизненного успеха. В связи с этим необходимо создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям, учитывающих физиологические возможности различных групп школьников. Вместе с тем в образовании все большее значение должно уделяться продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность при активном использовании критериев анализа, самоанализа, развития творческих способностей учащихся. Одной из форм такого оценивания, способствующего повышению качества образования, является технология портфолио.

Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XXI века. В позапрошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями. А в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле, как идея, так и термин «портфолио» применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в школе пришла из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в 90-х годах XX века начался настоящий бум.

 Самое общее определение портфолио – это индивидуальная папка, в которой собраны работы одного автора, объединённые одной темой. Существует ряд определений, поясняющих термин «учебное портфолио»:

- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за определённый период обучения (четверть, полугодие, год);

- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период обучения;

- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и умений школьников;

- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами.

Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».

Таким образом, портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Причём, оценивается не просто достижение, но в процесс оценивания вовлекается и пройденный учеником путь обучения, который, помимо самих продуктов – собственно результатов обучения, - представляет комиссии – учителям, друзьям, родителям, гостям – и то, как он работал для достижения этих результатов, и даёт свою оценку тому, что ему удалось, что не удалось, и где лежит «зона ближайшего развития», т.е. говорит о своих ближайших учебных планах, интересах, целях. Ученик готов ответить на все возникающие вопросы, обсудить и защитить свои результаты, прояснить в разговоре с другими свои дальнейшие цели и способы их достижения. 

 Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания. Тем более что в настоящее время не только школа и, возможно не столько школа может предоставить исчерпывающую информацию об ученике: его знаниях, умениях, опыте и других достижениях. Существует сеть дополнительного образования: центры детского творчества, спортивные и музыкальные школы, курсы довузовской подготовки и т.п., которые обладают реальным и значительным образовательным эффектом. Соответственно, результаты, достигаемые ребятами во внешкольных образовательных учреждениях, тайне важны для оценки их возможностей, талантов и направленности их интересов, а такую информацию не всегда возможно получить при традиционных контрольно-оценочных процедурах – тестах и экзаменах.

Место технологии портфолио в системе профильного обучения и в предпрофильной подготовке определено тем, что портфолио ученика может служить основным аргументом в пользу выбора им определённого профиля обучения в школе и в вузе.

Российские разработчики моделей создания портфолио ученика ориентировались на три распространённых за рубежом его типа: показательный, рабочий и оценочный. По аналогии с ними предложено три раздела портфолио и рекомендации по их применению, которые можно использовать в любых комбинациях (представляя в этом случае различные модели портфолио):

А. «Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.

Преимущества: итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа механизма определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения: портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесс индивидуального развития ученика, разнообразие его творческой активности, его учебного стиля, интересов.

  Позиции       Компоненты   Результаты (баллы)   Позиции    Компоненты 
  Блок А   Город.олимпиада, победитель               5 Блок Б

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями доп.образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами.

Образовательные тестирования и курсы по предметам. Школьные и межшкольные науные общества. Конкурсы и мероприятия, организованные муниципальной образовательной сетью.

Город.олимпиада, призер                        4 Иные сертификаты
Район.олимпиада, победитель             3
Район.олимпиада, призер           2
Школьн.олимпиада, победитель             1

Максимальный общий балл портфолио может соответствовать максимальному баллу за один экзамен – 5; за два экзамена – 10, либо 20 баллов.

Итоговая оценка портфолио может определяться максимальным баллом за : дин из его компонентов; она может быть интегральной, включающей максималь­ные баллы компонентов блока А и блока Б; по одному из каждого либо как-то иначе.

Б. «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и управлений учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений и др.

Преимущества: портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.

Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

1. Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Может быть приложена в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

2. Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций.

3. Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.

4. Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.

5. Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность этих занятий, участие в гастролях и концертах.

6. Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

7. Различные практики: языковая, социальная, трудовая. Фиксируются вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность.

8. Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

9. Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат. Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.

10.  Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

 В. «Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов.

Преимущества: эта форма портфолио даёт возможность «включить» механизмы самооценки ученика, что повышает осознанность процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Ограничения: сложность формализации и учёта собранной информации.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

 - Заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников).

- Рецензия на статью, опубликованную в СМИ.

- Отзыв о работе на курсах, в учреждении дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников.

- Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений.

- Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучение.

- Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.

На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включают название типы в качестве своих разделов), либо «простые» (включают один из названных типов).

Таким образом, портфолио является современной эффективной образовательной технологией и помогает решать важные педагогические задачи:

- Поддерживает высокую учебную мотивацию школьников.

- Содействует индивидуализации образования, определяет количественные и качественные личные достижения.

- Формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

- Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

- Создаёт предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Эти факторы определяют актуальность проблемы, её значимость для современной системы образования.

  Классический портфолио учащегося состоит из четырёх разделов (по Данилюк А.Я.):

 «Портрет»;

«Коллектор»;

«Рабочие материалы»;

«Достижения».

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нём других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья- обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие регаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.

Раздел «Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несёт основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определённых результатов, даёт оценку своего продвижения и потенциала. 

1. Портфолио ученика средней школы. И.Г. Юдина, «Учитель», Волгоград, 2007

2. Личностное портфолио школьника 5-7 класс, Учебно-методическое пособие, З.М.Молчанова. М., «Глобус», 2008

3. Классный руководитель №5, 2006. Научно-методический журнал, с.23-30

 

 Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?