Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Одаренный ребенок в массовой школе.

 Одарённый ребёнок в массовой школе

На рубеже XXи XI веков проблема одарённости в образовании, науке, технологиях становится одной из главных для социального и экономического развития страны.

ОДАРЕННОСТЬ – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Выделим основные этапы выявления одаренных детей и развития их творческих способностей:

1) Развитие творческих способностей учащихся на уроках

 - Творческие задания следует предлагать всем учащимся класса, а не только наиболее одаренным. Путь к максимальному успеху должен быть открыт каждому. Выбор трудности выполняемого задания должен сделать ученик.

2) Развитие творческих способностей в системе внеурочной работы в школе

 - Можно выделить три формы поурочной работы: индивидуальную, групповую, массовую. Все эти формы связаны между собой.

3) Развитие творческих способностей в системе внешкольной работы

- расширение числа предметных олимпиад, поиск других интеллектуальных соревнований, развитие новых форм массовой работы со школьниками.

4) Установление постоянной связи школы с внешкольными детскими учреждениями дополнительного образования, станциями и клубами.

Для работы с одаренными детьми нужна специальная система учебно-методического обеспечения. Особые требования, предъявляемым к таким УМК следующие:

 - научная строгость и доказательность

 - проблемное изложение материала

 - усиление дедуктивного подхода

 - раскрытие методологических проблем науки

- наличие творческих заданий для работы с одаренными детьми

Вместе с тем, необходима также специальная литература для работы с одаренными детьми – учебные программы для индивидуального обучения талантливых школьников, для кружков и факультативных занятий, банки оригинальных задач для проведения олимпиад и других интеллектуальных соревнований, программы повышения квалификации учителей, материалы для проведения учащимися творческих исследований и выполнения экспериментальных и конструктивных заданий.

Особенно стоит отметить, что при работе с одаренными детьми центр тяжести должен быть перенесен с обучения на учение, индивидуальную работу самих учащихся с соответствующей научной и учебной литературой, а также на самостоятельное решение задач и выполнение экспериментальных исследований. Роль учителя в этом случае сводится к стимулированию познавательного интереса, консультациям, рекомендации соответствующей литературы, организации обмена мнениями.

 

Обучение и развитие одарённых детей

Если достижения в какой-то области даются человеку легче, чем остальным, его называют способным. О ребёнке, выделяющимся яркими, очевидными, иногда выдающимися способностями в той или иной области, скажут – одарённый. Когда дар реализовался, подкреплён значительными результатами, говорят, что у человека талант. Если дела, идеи, произведения человека открыли новые реалии в какой-либо области, он считается гением.

Существуют различные виды одарённости: интеллектуальная,  творческая, практически-прикладная (кулинария, шитьё, работа с деревом), моторная (танцы, спорт), социальная (харизма, эмпатия) и др.

Важно помнить о ценности одарённости, как возможности вырастить будущую национальную, профессиональную элиту.  Корень слова «одарённость» - «дар». Дар – то, что не заработано, не заслужено, а получено просто так. Но генетический дар в чистом виде существует только теоретически. В жизни получается сложный сплав наследственности и многочисленных влияний среды. Развитие одарённость получает,  если для этого созданы благоприятные условия.

Особенности обучения одарённых детей.

1). Проводить своевременную и компетентную диагностику одарённости, позволяющую выявлять способности учащихся (диагностика осуществляется на основе тестов А.Бине, Л.Термена и др.), а также диагностику среды развития и формирования учащихся. На основе диагностики определяется цель, задачи, направления и формы работы.

2). Подготовить научно-методическое обеспечение работы с одарёнными детьми, предусматривающее создание банка образовательных программ и методических материалов. Систематический контроль и мониторинг качества проводимой работы и осуществление коррекции.

3). Организовать работу с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

4). Направления работы: работа на уроке и вне урока.

Работа на уроке с одарёнными детьми предусматривает:

- внесение изменений в содержании учебной деятельности на основе научных исследований и экспериментально подтверждённого опыта. Изменение количества (стратегия ускорения, интенсификация процесса) либо качества содержания (обогащение, углубление, проблематизация, обучение способам мышления, исследовательская работа);

- внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального, творческого, прикладного  потенциала учащихся;

- дифференциация и индивидуализация обучения как реализация права выхода на своё содержание для каждого;

- организация разновозрастных, разноуровневых, интегрированных уроков, проведение предметных недель (по системе В.А. Караковского),

- включение детей в самостоятельный, творческий исследовательский поиск в процессе проектной деятельности;

- организация обучения с использованием компьютерных технологий.

Внеурочная деятельность предусматривает:

- проведение интеллектуальных игр, олимпиад по предметам, научно-практических школьных конференций, конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся, проведение «научных» экспедиций, походов, экскурсий, практических занятий вне школьного пространства,

- организацию научного общества «Школьная  Академия»,

- работу факультативов, творческих студий, спортивных секций,

- работу кружков «Шахматы», «Риторика»,  «Решение нестандартных задач», «Наглядная геометрия и информатика», «Математика и конструирование» и др.

- создание банка данных творческих работ, переход на систему портфолио

- работу НОУ

- сотрудничество с другими школами и ВУЗами

- освещение достижений учащихся в школьных печатных учащихся

5). Внеурочная работа предполагает реализацию системы наставничества над каждым одарённым ребёнком. Организуются разновозрастные группы, в зависимости от профиля способностей детей. Каждую группу ведут наставники, организующие пошаговое сопровождение когнитивной деятельности. Наставники фиксируют познавательный интерес группы, определяют вместе с детьми область исследования, круг консультантов-профессионалов, готовят детей к презентации своего интереса, помогают определить степень участия каждого в коллективном проекте, подготовить и защитить проект.

 6). Необходимо помнить, что существуют факторы, отрицательно влияющие на развитие природной одарённости:

- информационное загрязнение среды, которое агрессивно навязывается ребёнку, предполагая его полную пассивность;

- «искреннее» желание учителя «научить всех и всему» (Я.А.Коменский), требование прилежания и результатов, предусмотренных программой по всем предметам,

- отсутствие индивидуального подхода, индивидуальных консультаций, планов, дополнительных занятий при подготовке к аттестации (ЕГЭ), отсутствие гибкости в оценивании одарённых детей;

- несогласованность действий наставников – отсутствие гибкого плана посещения  занятий для возможности большей самоотдачи, самореализации в других, а также для исключения перегрузки детей.

Успешная работа с одаренными детьми предполагает осознание каждым членом педагогического коллектива осознание важности, системности и согласованности действий.

 

Диагностика одаренности

Дети различаются не только и даже не столько по уровню одаренности, но прежде всего по типу, своеобразию одаренности. В современной психологии выделяют типы одаренности:

- общие интеллектуальные способности;
- конкретные академические способности;
- творческое, или продуктивное, мышление;
- лидерские способности;
- художественные или исполнительские искусства;
- психомоторные способности.

При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей:

1. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

2. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

3. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.п.

4. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов и т. д.);

5. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

6. психодиагностика, оценка реального поведения ребенка в реальной ситуации. Наблюдение. Беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.

При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:

- различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности и т.п.);
- специальные психодиагностические тренинги;
- экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
- проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей;
- организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований;
- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.

Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.

Проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.

  Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?