Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Понятие одаренности. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности

 Понятие «Одаренность»

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В течение многих лет высокий интеллект, установленный эмпирически или с помощью соответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением одаренности (если, конечно, не говорить о специальных типах одаренности: художественный, спортивный и социальный).

Творческий потенциал – основа для развития одаренности. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьирует у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей. Основные структурные компоненты одаренности следующие:

- доминирующая роль познавательной мотивации;

- исследовательская творческая активность (обнаружение нового, постановка и решение проблем);

- возможность достижения оригинальных, нестандартных решений;

- возможность  прогнозирования и предвосхищения;

- способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Американский педагог Дж. Рензулли предложил такое определение одаренности: одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и вовлеченности в задачу высокой мотивированности, и настойчивости. Это свойство отмечено у одаренных взрослых, но правомерно и в отношении одаренных детей.

Основные категории одаренности, предложенные С. Марлэндом в 1972 г., следующие:

- общая интеллектуальная одаренность;

- специфическая одаренность;

- предпочтение ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности;

- творческость или продуктивность мышления;

- способность к визуальным и исполнительским видам дейтельности;

- психомоторные способности.

Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.

Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству – наиболее известные признаки одаренности.

Особенность, очень ярко отличающая одаренных детей от обычных, - склонность к умственному труду, стремление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации, т.е. познавательная потребность.

 Одаренность как проблема (индивидуальное и возрастное в детской одаренности)

Наша общеобразовательная школа многие годы ориентировалась на «среднего» ученика.

Вместе с тем несомненно, что у некоторых учеников рано обнаруживаются особенно благоприятные предпосылки умственного роста, незаурядные интеллектуальные способности. Забота о таких детях – на современном этапе развития нашего общества – актуальнейшая задача школы. Одаренность ребенка – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Имеющиеся в психологии материалы позволяют обратить внимание педагогов и родителей на три категории одаренных детей.

I. Ученики с ускоренным умственным развитием.

Нередки случаи, когда дети очень рано, начиная с двух-трех лет, тянутся к учению, в три-четыре года умеют читать и считать, иногда вопреки желанию старших. Такие дети могут на несколько лет опережать сверстников по уровню развития. Естественно можно подумать, что дети с ранним умственным подъемом – самые благополучные, преуспевающие школьники. Но на самом деле это не так: у них свои специфические трудности в учении и общении, свои драмы возрастного развития. К таким детям необходим особый подход,- они могли бы пройти школьное обучение в более сжатые сроки, а у некоторых из них могут оказаться предпосылки выдающегося интеллекта.

II. Ученики с ранней умственной специализацией

Это ученики, у которых, при таком же, как у сверстников, общем уровне интеллекта, обнаруживается особая расположенность к какому-нибудь определенному учебному предмету (области науки или техники). Иногда сфера познавательных интересов находится за пределами школьной учебной программы.

III. Ученики с отдельными признаками незаурядных способностей

Данную категорию детей отличают такие замечательные качества отдельных психических процессов, как необычная память на какие-нибудь объекты или яркость воображения, особая наблюдательность и т.д. Среди таких школьников с неординарными, своеобразными проявлениями интеллекта встречаются ученики с нелегким характером: упрямые, недостаточно контактные или же очень бурные, увлекающиеся. Такие ученики обладают особенностям, которые в дальнейшем могут оказаться профессионально-ценными. По отношению к таким ученикам можно говорить о потенциальных признаках одаренности. Необходимо учитывать, что по мере продвижения ребенка по возрастным ступеням происходит не только увеличение умственных сил, обогащение интеллекта, но ограничение, а то и утрата некоторых ценных качеств более ранних возрастных этапов.

Формирование таланта – сложнейшее социально-психологическое явление.

В нашей стране вышеперечисленными проблемами занимается Психологический институт РАО. Научно-практической базой для проведения исследований стал Центр комплексного формирования личности п.Черноголовка РАО.

  Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?