Версия для слабовидящих

Общая схема возрастного развития ребёнка подросткового возраста (от 11 до 15 лет)

 

Социальная ситуация развития

Преобладание нормативного содержания в отношениях со взрослыми толкает подростка на поиск людей, которые могут подарить ему любовь, отнестись к нему самому реально. Такими людьми оказываются сверстники, хотя это могут быть люди и более старшего возраста. Т.о. характерно господство детского сообщества над взрослым. Ребёнок осваивает, с чем он реально взаимодействует – область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Через общение со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу, формируются нравственные качества. Ребёнок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. С осознанием взрослости связана реакция эмансипации – стремление к самосовершенствованию, желание освободиться от опеки взрослых, стремление расширить свои права.

Ведущий вид деятельности

Интимно-личностное общение со сверстниками – это своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Происходит формирование небольших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Замкнутые группировки, психологически изолированные от взрослых, образуются потому, что их очень волнуют вопросы, которые со взрослыми они не могут обсуждать. Через общение, организуемое со сверстниками, подростки и усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения.

Центральные новообразования

Открытие «Я», осознание своей индивидуальности. Изменения сознания (ощущение себя взрослым человеком) возникновение представления о себе как «не о ребёнке», подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Другие новообразования

Формирование системы личностных ценностей, оформляются нравственные убеждения. Появление саморазвития волевых качеств. Социальное сознание переносится внутрь – для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Изменения в мотивационной сфере: мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения, в основном связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.

Развитие рефлексии – не ограничивается только внутренними изменениями самой личности.

Стабилизация личности, формирование её направленности.

Формируются общие интеллектуальные и коммуникативные способности.

Активное развитие познавательных процессов.

Познавательное развитие

Активно идёт процесс познавательного развития. Начинают ярко проявляться специальные способности.

Мышление – логическое, теоретические рассуждения и самоанализ, овладение процессом образования понятий. Важнейшее интеллектуальное приобретение – это умение оперировать гипотезами, способность к индукции и дедукции. Способность ко многим видам обучения, склонность к экспериментированию. Повышенная интеллектуальная и творческая активность. Сфера познавательных, учебных интересов выходит за рамки школы, приобретая форму познавательной самодеятельности, стремление к самообразованию, то есть проявляется самостоятельность мышления.

Память – активно развивается логическая, произвольная и долговременная. Замедляется развитие механической памяти, интерес к приёмам запоминания, запоминание словесного и абстрактного материала. Процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала. Развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.

Внимание – недостаточно устойчиво и зависит от интереса.

Воображение – под влиянием абстрактного мышления «уходит в сферу фантазии». Воображение, которое скрывается обычно от людей, становится исключительно формой мышления.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется любознательностью и стремлением продемонстрировать свои способности.

Личностное развитие

Более высокий уровень развития самосознания, чем у младшего школьника. Это период становления личности. Главная мотивационная линия самопознание, самовыражение, самоутверждение. Продолжается процесс формирования и развития самосознания (сознаёт свои личностные особенности). Подражание контролируется сознанием и волей подростка. Формируется система личностных ценностей. Развитие самосознания ребёнка находит своё выражение в изменении мотивации основных видов деятельности, закрепляются новые, взрослые мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Совершенствуется самоконтроль деятельности, способность выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Стремление к саморегуляции. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Самооценка носит относительно устойчивый характер, подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием, саморазвитием. Происходит формирование системы личностных ценностей. Создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости.

Социальное развитие

Появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни. Однако ещё нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию.

Через общение со сверстниками подростки усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки уделяют большое внимание. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, и подросток находит своё место среди сверстников. Поиск друга, того, кто может тебя понять занимает важное место в жизни подростка. Возникают трудности в общении со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное теперь происходит вне школы.

 Назад