Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Схема анализа процесса формирования общеучебных умений и навыков

 

Редакция Методического вестника сочла необходимым еще раз обратиться к схеме анализа процесса формирования общеучебных умений и навыков.

1. Учебно-организационные умения:

Учитель на уроке:

> Оглашает цель урока;

> Определяет задачу конкретного этапа урока;

> Учит планировать выполнение задания;

> Учит находить наиболее рациональные способы выполнения;

> Учит самооценке выполняемой работы.

Ученик на уроке:

> Выполняет соответствующую работу, подражая учителю;

> Вносит свои элементы;

> Использует знания о способе деятельности творчески;

> Овладевает соответствующими умениями.

2. Учебно-интеллектуальные умения:

Учитель на уроке:

> Продуманно работает над интеллектуальными умениями и навыками;

> Реализует межпредметную методику их формирования;

> Согласовывает свои действия с другими преподавателями;

> Опирается на уже известное ученикам;

> Вводит умения практически;

> Вводит умения с объяснением их теоретической основы;

> Развивает умения дальше.

Ученик на уроке:

> Использует умения правильно, уверенно;

> Допускает ошибки, использует операции не полностью;

> Не владеет сформированными интеллектуальным умением.

3. Учебно-информационные умения.

Учитель на уроке:

> Уделяет внимание процессу чтения;

> Методически подготавливает введение в урок активного чтения;

> Осуществляет дифференцированный подход в формировании навыков чтения.

Ученик на уроке:

> Читает в норме, выше нормы, ниже нормы (основные недочеты).

Учитель на уроке:

> Обучает продуктивным методам работы с учебником;

> Определяет характер познавательной деятельности при работе с учебником (воспроизведение, творческое осмысление, применение);

> Учит работать с планом, тезисами, конспектами, схемами, таблицами, диаграммами.

Ученик:

> Работает с учебником недостаточно самостоятельно и уверенно;

> Затрудняется в работе с планом, тезисами и т.д.

> Владеет приемами работы с учебником.

Учитель на уроке:

> Привлекает дополнительную литературу во время объяснения нового материала;

> Учит работать с дополнительной литературой по предмету;

> Включает элементы библиографической грамотности в занятия с учащимися.

Ученик:

> Умеет работать с дополнительной литературой;

> Владеет библиографической грамотностью;

> Не обращается к дополнительной литературе.

4. Учебно-коммуникативные умения;

Учитель на уроке:

> Развивает внимание учащихся;

> Обучает слушать и записывать объяснения учителя, иногда ответ ученика;

> Развивает монологическую речь;

> Развивает диалоговую речь, умение ставить вопросы.

Ученик:

> Управляет собственным вниманием;

> Слабо управляет собственным вниманием;

> Умеет ставить вопросы, включаться в диалог;

> Сформированы основные типы монологической речи.

 

В проекте Стандартов среднего (полного) общего образования дается следующая характеристика общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. 

Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных; характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки; владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.

Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Выбор чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического, официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?