Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Урок XXI века

 

Урок XXI века

«Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком».

 С.И.Гессен

За годы своей деятельности учитель проводит более тридцати тысяч уроков. Урок всегда стоял и должен стоять в центре внимания, так как именно он является основой содержания деятельности и учителя, и ученика.

М.Н.Скаткин называл урок «творимым педагогом педагогическим произведением». А педагог-новатор П.Н.Ильин определяет урок как «помощь ученику». С.С. Татарченкова дает следующее определение урока: «Урок – организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время».

К сожалению, часто учитель упрощает подготовку к урокам и урок принимает традиционный характер с преобладанием пассивных форм работы. При определении содержания урока учитель часто идет от своей цели – дать ученику очередную порцию программного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению полученной на уроке информации.

Г.К.Селевко выделяет следующие отрицательные стороны традиционного урока:

·         шаблонное построение; единообразие (стандарт с 1 по 10 класс);

·         нерациональное использование времени на уроке, первичная ориентация в большом объеме на отобранной на урок информации и перегрузка домашними заданиями;

·         пассивность или видимая активность большей части класса, интеллектуальная перегрузка;

·         недостаточность общения учащихся друг с другом (а часто и полное его отсутствие);

·         усредненный подход ко всем учащимся класса;

·         недооценка роли обратной связи;

·         несовершенство контроля над усвоением знаний и приобретением умений.

Но всякий раз, когда речь заходит о замене урока иными формами организации обучения, у урока находятся резервы совершенствования, более современные способы разрешения противоречий. Урок динамичен, он способен впитать на практике то новое, что появляется сегодня в теории обучения, если это действительно новое.

Многими педагогами прошлого поднималась проблема хорошего урока. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что суть хорошего урока заключается в том, чтобы «организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом». А П.К. Каптерев писал: «Каждый хороший урок является шагом вперед в развитии ребенка». Завершить экскурс в прошлое хочется словами С.И.Гессена, который говорил, что «хороший урок предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования».

В последнее десятилетие проблемами хорошего урока остаются следующие:

·         организация взаимодействия учителя и ученика на уроке; ученика с учеником, ученика с самим с собой;

·         выстраивание субъект-субъектных отношений в учебном процессе;

·         принятие ученика как ценности.

Тогда для ученика хорошим уроком будет такой урок, после которого у него повысится уважение к самому себе и появится ощущение себя более компетентным, чем до урока.

В современной педагогике идут поиски, направленные на изменение традиционного обучения, которые включают следующие этапы:

1. построение обучения в контексте непрерывного образования;

2. курс на создание для учащихся возможностей познавать мир, вступать с ним в диалог, самому искать ответ;

3. переоценка учителем своей роли на уроке. Роль учителя как помощника в работе ученика, организатора его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, режиссера взаимодействия ученика с учебным материалом, друг с другом, с самим учителем;

4. изменение отношения к ученику: доброжелательность, принятие и поддержка ученика, позитивная оценочная реакция;

5. включение в учебный процесс наряду с познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.

Решение перечисленных проблем поможет избежать того, о чем много лет назад предупреждал учительство О.В.Ключевский: «Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпускать школа. В противном случае, педагоги будут продолжать воспитывать и обучать только себя. А так как воспитателей много, то они, стараясь в каждом ученике воспроизвести самого себя, разорвут в клочки нравственную личность своего питомца».

Обзор материалов книги С.С. Татарченковой «Урок как педагогический феномен подготовила зам.директора по УВР А.А.Персонова.

 

 Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?