Размер шрифта
Гарнитура
Межсимвольный интервал
Межстрочный интервал
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия

Из опыта работы. Оболяева Елена Вячеславовна

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения

Оболяева Елена Вячеславовна

«Любишь ли ты писать? Что означает для тебя письмо?» — на эти вопросы ученики моего четвертого класса ответили так: «Письмо для меня — это возможность не стесняясь сказать о том, что я думаю», «Я очень люблю писать сочинения, храню их, а потом перечитываю», «Когда я пишу, то получаю удовольствие». А когда-то, в прежних классах, дети писали с большим трудом, слово «сочинение» приводило их в трепет, а ученические работы были полны речевых штампов и мыслительных стереотипов.

Многие выдающиеся педагоги считали написание сочинений неотъемлемой частью детской школьной жизни. Л. В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с одноклассниками. С этими идеями невозможно не согласиться. И, разумеется, для того чтобы дети получали удовольствие от самого процесса письма, они должны писать часто и свободно.

Для обучения такому написанию сочинений и была выстроена целая система упражнений, которые проводятся на уроках русского языка, литературного чтения, развития речи, курса «Окружающий мир».

На уроках чтения дети уже в первом классе начинают писать небольшие (на 10—15 минут) работы, представляющие собой ответ на вопрос по заданной теме. Например, перед чтением текста рассказа детям сообщается его заголовок и предлагается вопрос: «О чем может быть рассказ с таким названием?» В конце урока вопросы могут быть такими: «Какое впечатление произвел на тебя этот рассказ? Как по-другому мог бы поступить главный герой? Умеет ли он преодолевать трудности? А ты?»

Подобные сочинения вызывают у детей интерес, так как требуют выражения их собственного мнения о прочитанном и размышлений о жизни.

Однако анализ детских работ показал, что без специального обучения младшие школьники видят в произведении только внешнее развитие сюжета, не проникая в подтекст, в авторское отношение к художественному образу. Первые мини-сочинения выглядели так: «Мне очень понравилось то место, где Каштанку передавали через балконы. Смешно, когда животных передают на руках». «Я считаю, что Толстой написал рассказ "Филипок", чтобы рассказать детям о школе в старину». Такие ответы говорят о необходимости обучения детей уже с первого класса более глубокому содержательному, структурному, лингвистическому анализу текста. Для этого требуется специальная литературоведческая и речеведческая подготовка.

Знакомство с понятиями «тема текста и ее границы», «жанр», «стиль речи» дает возможность перейти к более серьезным работам. Так, после изучения произведений об осени детям была предложена общая тема «Осень» и 8— 10 более узких, конкретных тем: «Осень в нашем дворе», «Как я заметил, что наступила осень», «Чем я люблю заниматься, когда идет осенний дождик», «Осенняя жизнь зверей», «Сказка про осенний листик», «Чем вызван отлет птиц осенью», «Почему звери меняют шубку», «Первый снег», «Почему я люблю осень» и др. Определяя тему для своей работы, каждый ребенок выбирает то, что ему интересно и соответствует его возможностям: один напишет сказку, другой — лирическое описание, третий — научный доклад.

Освоение различных жанров продолжается и при обучении созданию писем. Письмо — это возможность рассказать о себе, поделиться своими мыслями, чувствами. Дети пишут письма разным адресатам — в газету, родственникам, одноклассникам, литературным персонажам, героям телевизионных передач. Это позволяет им приобрести нужные навыки, усвоить требования как к содержанию, так и к структуре данного жанра.

Вот что написал, например, один из второклассников в адрес передачи «Спокойной ночи, малыши!»:

«Здравствуй, Каркуша! Пишет тебе ученик второго класса Артем. Мне очень нравится ваша передача, но в ней есть большой недостаток. В конце вы говорите «Спокойной ночи!», и передача сразу заканчивается. Я не успеваю попрощаться в ответ и огорчаюсь. Каркуша, оставляй время детям, чтобы попрощаться. До свидания. Твой Артем».

В сочинениях на «литературные» темы постепенно, по мере развития и взросления детей как читателей, все больше внимания уделяется нравственным проблемам произведения. А от них можно перейти к тем жизненным вопросам, которые волнуют детей. Специальной подготовки такие темы не требуют. Учитель видит, как его ученики понимают, что такое порядочность, честность, и может в дальнейшем, опираясь на личный опыт детей, помочь им понять моральные нормы, научиться различать истинные и ложные ценности. Примерные темы таких работ: «Можешь ли ты назвать себя воспитанным человеком?», «Какие люди тебе особенно нравятся?», «Всегда ли ты говоришь правду?», «Много ли вокруг тебя порядочных людей?», «Почему нельзя брать чужое? »

«Я считаю, что порядочный человек не должен связываться с преступниками, должен вести достойный образ жизни. Каждый сам строит свою судьбу. Для одного привычно воровать, другой боится быть обворованным. Не мне их судить. Я думаю, что трудно стать порядочным человеком, слишком много для этого требуется». (Алиса Ч.)

Особое место на уроках чтения отводится дневнику читателя, который дети ведут с первого класса. Постепенно работа с дневником усложняется. Сначала дети записывают в него только название прочитанной книги, автора, имена главных героев, рисуют иллюстрации к произведению. Со второго класса они учатся писать аннотации, определяя тему и основную мысль произведения, а позже — выражать отношение к прочитанному.

«Сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка мне понравились. Главные герои — животные, но они ведут себя как люди, и можно оценить их поступки. Часто я сама была словно героем сказки». (Катя Л.)

«В фантастической повести А. Беляева "Голова профессора Доуэля" рассказывается об ужасных операциях профессора Керна и его жертвах. Книга интересная, загадочная, хотя немного и грустная». (Никита В.)

Далее учитель предлагает детям примерный план отзыва, который записывается в дневник читателя.

1. Какова тема и основная мысль произведения?

2. Для кого и зачем писал автор?

3. Где и когда происходит изображаемое в книге событие?

4. Главные герои. Кто из героев особенно понравился? Почему?

5. Что в книге показалось самым интересным? Почему?

6. Чем обогатила вас книга? Над чем помогла задуматься?

7. Понравились ли иллюстрации, помогли ли они понять книгу?

Первые отзывы учеников напоминали скорее ответы на вопросы, а не сочинения. Ребята считали, что главное — это по порядку, ничего не пропуская, ответить на каждый пункт плана. Но постепенно они начали понимать, что план носит лишь рекомендательный характер.

Отзывы все больше становятся похожи на сочинения-рассуждения, где дети свободно высказывают свою точку зрения, обсуждают поступки героев, проводят ассоциации со своей жизнью.

«Рассказ В. Драгунского "Друг детства" дорог мне еще и потому, что у нас в семье живет тоже друг — друг папиного детства.

Мы нашли его на даче. Он был такой же, как Денискин, только из него сыпались опилки. Мы с мамой и сестрой Людой его зашили, положили заплатки. А когда домой вернулся папа и увидел, как Люда возит мишку в коляске и баюкает, то обрадовался и растрогался. Я назвал мишку Мишель. Живет он у нас в детской.

Теперь вы понимаете, почему мне так понравился этот рассказ. Дениска ведь задумался о тех же вещах, что и я: о дружбе, верности и справедливости». (Юра 3.)

Регулярно проверяя дневник читателя, учитель имеет возможность видеть интересы ребят, направлять детское чтение.

В четвертом классе работы учеников становятся сложнее, соответствуя основным требованиям к сочинениям на литературные темы в основной школе. Сочинения помогают детям давать характеристику героям произведений, анализировать их поступки.

Примерные темы могут быть такими:

Ю. Станюкович, рассказ «Максимка»: «Почему подружились Максимка и Лучкин?»

Е. Ильина, повесть «Четвертая высота»: «Что помогло Гуле Королевой воспитать характер? Какая высота была для нее самой трудной?»

В. Короленко, повесть «Дети подземелья»: «Добрым ли мальчиком был Вася?», «Можно ли сказать, что Вася и папа любили друг друга?», «Чем близки судьбы Маруси и Козетты?»

Работа над такими темами развивает у детей умение анализировать художественный текст, глубже осознавать характер литературного героя. Они учатся доказывать выдвигаемые ими тезисы с помощью цитат из произведения.

Почему подружились Максимка и Лучкин?

«Я считаю, что Максимка и Лучкин подружились потому, что были очень одиноки. У Максимки не было ни отца, ни матери. И Лучкин был один. Им стало жалко друг друга. Лучкин окружил мальчика любовью, и Максимка полюбил старика. Ведь на любовь так легко ответить любовью. Если бы не Лучкин, Максимка утонул бы уже в другом море, море человеческих отношений. Но не только моряк жалел мальчика, мальчик тоже выручал потом старого пьяницу. Так одиночество, любовь и жалость помогли им найти друг друга». (Екатерина И.)

Особым направлением работы является редактирование сочинений. Многие дети испытывают страх перед ошибками. Юные авторы откровенно признаются: «Когда пишу, я боюсь написать то, что не понравится взрослым», «Я все время думаю о том, сколько ошибок у меня будет». Чтобы избежать страха ребенка перед проверкой и оценкой, учитель объясняет, что орфографические ошибки на этом этапе работы не учитываются, сочинения не проверяются, а редактируются. А редакторы есть даже у взрослых — у журналистов и писателей.

Редакторская правка делается не красной, а зеленой ручкой. Главное, что должен услышать и понять ребенок: любая его мысль ценна и принимается без критики. Учитель может лишь посоветовать что-то дописать, задать вопрос. Для этого любое сочинение пишется сначала на одной стороне листа. На другой стороне работает учитель: исправляет орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, дает советы, пишет комментарии. Затем ученик переписывает работу, по своему желанию принимая или не принимая редакторскую правку. После второй проверки учитель может поставить за сочинение оценку, и она, как правило, положительная. Иногда редактировать детские работы можно доверить одноклассникам или родителям. Но непременным условием остается написание самого сочинения в классе, чтобы помощь мамы или папы не стерла прелесть детской речи.

Главным результатом организованной таким образом речевой работы считаю то, что дети очень любят писать сочинения и излагают свои мысли свободно, не по шаблону. Так, как сказала об этом одна из учениц: «Писать для меня все равно, что жить» (Лена М.).

 

Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?