Версия для слабовидящих

Методические рекомендации по организации детского самоуправления

 

Система ученического самоуправления

Основная цель ученического самоуправления – подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает нам сделать процесс воспитания в школе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие - все должно иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5. Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

6. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

7. Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

руководитель МО кл. руководителей, Федорова Е.А.

 Методические рекомендации по организации детского самоуправления

Совет первый. На первый взгляд кажется, что дети ничего не могут делать самостоятельно и лучше все детские проблемы решить самому педагогу. Помните, чем больше детских проблем мы решаем за детей, тем больше порождаем пассивность и иждивенчество, тем меньше шансов пробудить у них активность.

Совет второй. Постарайтесь понимать не только каждого ребенка, но и детское сообщество в целом. Любая детская группа – это живой социальный организм со своими лидерами, специфическими нормами отношений с другими группами. Понимая детей и детские группы, надо правильно прогнозировать развитие отношений между детьми и взрослых с детьми.

Совет третий. Помните: то, что интересно вам, не всегда интересно детям. При этом интересы у детей самые разнообразные. Но есть и общее, что их объединяет. Это общее обусловлено возрастными особенностями детей. Подростки всегда стремятся к необычному, таинственному. Необходимо постоянно изучать интересы детей и только тогда вы сможете предложить им дело, которое сплотит их и позволит развивать их социальную активность.

Совет четвертый. Выделяя из детской среды своих помощников, не позволяйте формироваться ученической бюрократии. Она появляется тогда, когда активисты начинают пользоваться особыми привилегиями, ощущать свою незаменимость во всех делах. При этом они становятся как бы особо доверенными лицами педагогов. Каждый активист должен в первую очередь представлять ученический коллектив в отношениях с педагогами и администрацией, а не педагогический коллектив в отношениях с детьми.

Совет пятый. Педагогическая помощь лидерам-организаторам должна быть непрерывной. Дети, которые выдвинуты детским коллективом в качестве «вожаков», должны ощущать уважение и поддержку как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива в целом. Никогда не подчеркивайте, что вы делаете серьезное дело, а детская организаторская работа – это игра.

Совет шестой. Помните, что, требуя ответственности детей за взятые обязательства перед детским коллективом и педагогами, вы сами должны показывать пример обязательности выполнения своих обещаний. Если вы обещаете детям предоставить им те или иные полномочия или помочь им в реализации этих полномочий, то, как бы ни было сложно, вы должны выполнить свои обещания.

Совет седьмой. Если вы предоставили какие-либо полномочия органам детского самоуправления, нельзя приостанавливать эти полномочия без серьезных на то оснований, понятных детям. Поэтому нужно очень осторожно делегировать детям полномочия и ответственность, учитывая их возможности. Нельзя передавать детям те полномочия, которые в ведении педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения (например, организация и планирование учебного процесса).

Совет восьмой. Уважайте организаторский труд детей, эмоционально поддерживайте их усилия в решении организаторских задач. Ни в коем случае не иронизируйте по поводу усилий детей что-то изменить в коллективе. Будьте оптимистом, верьте в то, что дети могут сделать многое и помогайте им в этом.

Совет девятый. Никогда не занимайте позиция постороннего в делах, придуманных детьми. С одной стороны, нельзя навязывать детям свое мнение, с другой – необходимо выражать постоянную заинтересованность в решении детских проблем. При этом важно определить степень своего участия в детских делах. Это участие чаще всего определяется теми задачами, которые дети самостоятельно решить не могут. ОЧЕНЬ ВАЖНО БЫТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ, А НЕ РЯДОМ С НИМИ.

Совет десятый. Помните, что самоуправление - это часть детской жизни, а не просто средство воспитания детей. Участвуя в управлении, дети реализуют свои права, защищают свои интересы. Поэтому педагогам надо признавать эти права и, прежде всего право на социальную самозащиту каждого ребенка, так и коллектива в целом.

Совет одиннадцатый. Развивая самоуправление в детских коллективах, формируйте ответственность каждого ребенка за результаты общей работы. Необходимо создать условия, при которых каждый участник деятельности будет понимать, что от него что-то зависит, что общая победа – это его личная победа, а неудача всех - это неудача каждого.

Совет двенадцатый. ВЕРЬТЕ В ДЕТЕЙ, В ИХ СПОСОБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ. Они могут значительно больше, чем мы это представляем. Детские фантазии беспредельны, а активность безгранична.

Автор: Уланова Т. М., преподаватель, Дзержинский педагогический колледж, г. Дзержинск, Нижегородская область

 

 Назад