Версия для слабовидящих

Методика подготовки тестового контроля в учебном процессе

 О методике подготовки тестового контроля в учебном процессе

По материалам брошюры Романов В.А. Методика подготовки и проведение тестового контроля в учебном процессе. – Чебоксары: «Клио», 1998, С.11-13.

Можно выделить шесть типов мыслительных навыков, определяя для каждого из них систему деятельности ученика. Использование в образовательной деятельности этой системы позволяет достаточно просто определить, где начинается углубленное изучение предмета, а где речь идет о базовом образовании.

Мыслительные навыки                                                                                 

Определение  

 

  Что делает ученик

 

    Примеры заданий

 

Информация (знания) 

 

Запоминание специфической информации, базовых понятий Вспоминает,  реагирует, узнает

      -Дайте определение естественного отбора. -Что обозначает данный географический знак?

Понимание           Понимание заданного материала независимо от другого материала, решение типовых ситуаций, предсказание результатов опыта Объясняет, показывает, интерпретирует    -Нарисуйте картинку, представляющую Россию начала XX века. - Каким образом информация записывается на магнитный диск. - Для чего на географических картах используют символы (знаки)?
Применение Использование методов и теорий в новых, не совсем типовых ситуациях Демонстрирует, конструирует, применяет

      -По данной карте города составьте маршрут экскурсии, который пройдет через три исторических памятника. -Найдите площадь пришкольного участка (сложной формы).-Распечатайте набранный вами фрагмент теста в заданном формате.

Анализ Разделение информационного объекта на составляющие элементы, выявление взаимосвязей Обдумывает, перечисляет, сравнивает рассуждает. Выделяет, оценивает

-Определите, к какому классу относится данное насекомое. -Среди утверждений данной статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями. -Оцените данный принтер с точки зрения редактора газеты.

Синтез Составление целого из отдельных его частей Комбинирует, составляет, моделирует, планирует

-Напишите рассказ «Му-му» с точки зрения собаки. -Нарисуйте географическую карту выдуманной страны, используя не менее 20 географических символов.  -Что необходимо для открытия собственного малого предприятия?

Сравнительная оценка Определение ценности методов и материалов, когда заданы цели, стандарты, критерии Оценивает по параметрам, сопоставляет, прогнозирует

-Опишите климат и другие географические особенности страны, которую вы изобразили. -Как поведут себя два главных героя рассказа в новой, неописанной ситуации? -В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура?

        В последнее время для оценки деятельности учеников находят широкое применение списки ключевых слов, употребляемых учениками. По ним можно идентифицировать мыслительные навыки, демонстрируемые учеником. Это может быть еще одним подходом к языку представления планируемых результатов обучения.

Ключевые слова:

Информация: по определению ….;

Понимание: так, как ….;

Применение: используя …;

Анализ: по сравнению с ….; отсюда логически следует….; в отличие от ….; подобным образом  …..;

Синтез: предположим; составим …; представим ….; что, если ….; что касается …..; в отличие от….; в этом случае….;

Сравнительная оценка: если … то …. Иначе; лучше (хуже) всего  ….; с одной стороны…..; самое лучшее (хуже) …

 

Классификация умений и навыков

Общеучебные умения и навыки (необходимы на занятиях почти по всем предметам, развиваются на всех предметах):

Учебно-организационные: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

Учебно-информационные: обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.

Учебно-логические: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

Учебно-коммуникативные: позволяют школьнику организовывать сотрудничество со старшими сверстниками, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, объединениями.

 

Глушенкова А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории обучения школьников)/ Управление современной школой.- 2009.- № 1.- с.102-107

 

Рекомендуемая литература:

1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М.: Интеллект-центр, 2001.- 296 с.

2. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы, Пер. с англ. – М: Когито-Центр, 1999.- 144 с.

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену ( по русскому языку, литературе, математике, географии, биологии, химии, физике, истории, обществознанию) с 2001 по 2008 г.г.

 

 Назад